Виктор Екимовский АСМ: Ассоциация Современной Музыки Фрагмент из книги "АвтомонографиЯ", Москва, "КОМПОЗИТОР", 1997, стр.239-240. АСМ - аббревиатура, не первый раз встречающаяся в истории отечественной музыки. Так называлась уже существовавшая с 1924 по 1931 гг. композиторская организация, сплотившаяся под знаменем идеи новой музыки и вошедшая в общий культурный пласт «первого русского авангарда». В ней собрались наиболее заметные и передовые композиторы того времени: Николай Рославец, Александр Мосолов, Гавриил Попов, Дмитрий Шостакович и др. Творческие устремления композиторов АСМ были основаны на поисках нового музыкального языка, техники, мышления, а главной своей целью Ассоциация ставила - цитируем ее Манифест - «самое широкое ознакомление с новейшими музыкальными произведениями всех направлений, как СССР так и иностранных». В первые годы деятельность организация была чрезвычайно активной и плодотворной, напомним кое-что из истории: были осуществлены постановки опер Альбана Берга - Воццек (Ленинград, 1927) и Эрнста Кшенека Джонни наигрывает (Москва, 1929); премьеры симфоний Мясковского (6-й) и Шостаковича (2-й), концертов Мосолова (фортепианного) и Рославца (скрипичного), камерных ансамблей Животова («Фрагменты» для нонета) и Попова (Септет), фортепианных сонат Фейнберга, Дешевова, Половинкина ; публикации партитур ( Universal Edition, Вена) и концерты советских композиторов в Берлине, Париже, Лондоне; посещение Москвы крупнейшими композиторами Запада - Мийо, Берг, Онеггер Хиндемит (1927-28); наконец, научные и проблемно-критические статьи Игоря Глебова (Асафьева), Леонида Сабанеева, Владимира Держановского о новом музыкальном искусстве в эксклюзивных АСМ'овских журналах «К новым берегам» (1923), «Музыкальная культура» (1924), «Современная музыка» (1924-29). Однако успехи АСМ не давали покоя «конкурирующей фирме» - рьяным поборникам пролетарской культуры, считавшим, что в новой советской музыке приоритетным и единственным должно быть массовое искусство, под которым разумелись песни и марши. Противостояние РАПМ'а и АСМ'а длилось недолго - угодное властям оболванивание народных масс, посредством идеологического примитива, подписало смертный приговор всему авангардному движению в Советской России, в том числе и музыкальному. Рославца, сняв со всех работ без права восстановления, отправили в Узбекистан, поднимать местную национальную культуру (балет «Пахта» [Хлопок], симфония «Узбекистан Советский»), лидеру урбанизма, с «невыносимо какофоничной симфонической пьесой Завод», Мосолову пришлось упроститься до фольклорной музыки (в его каталоге числится 33 названия сочинений для русского народного хора), Попов переквалифицировался в лояльного советского кинокомпозитора (38 фильмов, в т.ч. «Чапаев», «Танкер Дербент», «Она защищает Родину», «Поэма о море»), Шостакович, после уникально-новаторского «Носа», сам ушел в философическую эпику, правда, местами подпольно иносказательную. Чтобы АСМ никогда более не возродилась, были приняты все возможные драконовы меры, отголоски которых прослушивались аж в 1948 году, на Первом Всесоюзном Съезде советских композиторов, где только что поставленный композиторский вождь продолжал изрыгать проклятья в адрес давно умерщвленной АСМ: «...Знаменем АСМ с первого дня ее возникновения были культ «чистого искусства», низкопоклонство перед западными буржуазными музыкантами... ...АСМ была центром агрессивного формализма, где были сформулированы основные его принципы. В ней господствовали нигилизм содержания и формы, отрицание традиций, культ технических новаций... ... АСМ'овцы стремились превратить советскую музыку в некую провинцию буржуазного модернизма, они поспешали вдогонку за очередной модой... ...Теория и практика АСМ надолго задержали нормальное развитие советского искусства...» |