НАРОД ЖДЕТ!

"Советская музыка", №5, 1963 г., стр.5-14

 

 

<…> «В битве за коммунизм, которую мы ведем,— сказал Н.С.Хрущев на встрече 8 марта,— важнейшее значение имеет воспитание всех людей в духе коммунистических идеалов. И это составляет главную задачу идеологической работы нашей партии в настоящее время. Нам надо привести в боевой порядок все виды идейного оружия партии, к числу которых принадлежит и такое мощное средство коммунистического воспитания, как литература и искусство».
<…> «Долой литераторов беспартийных!» — писал В. И. Ленин еще в 1905 году, резко выступая против буржуазно-анархического индивидуализма, против «старинного, полуобломовского, полуторгашеского российского принципа: писатель пописывает, читатель почитывает».
Тем более важное значение приобретают принципы партийности и народности нашего искусства сейчас, в обстановке острой политической борьбы, когда весь мир оказался поделенным на два непримиримых, антагонистических лагеря — социализма и капитализма.

<…> Еще двадцать пять — тридцать лет назад советская музыкальная общественность выражала резкое недовольство состоянием нашей критики, малой ее принципиальностью и честностью в оценках творческой продукции композиторов.<…> Положение еще более осложняется тем, что музыкальные вузы ограничили свою заботу о специализации музыковедов определением их узкопедагогического профиля — историка или теоретика, не прививая им необходимых навыков и умения в области массовой работы, музыкальной журналистики и т. д. <…> Не случайно музыковеды боязливо обходят самые боевые и острые вопросы марксистско-ленинской эстетики, а некоторые легко попадают в сети чуждых ей теоретических идей.
Слабая марксистская вооруженность нашей научной мысли с особой очевидностью проявилась в отношении к современной западной музыке. Безоговорочное отрицание в определенный период культа личности всей без разбора зарубежной музыкальной культуры XX века ныне кое у кого сменилось столь же безоговорочным приятием ряда ущербных явлений буржуазного искусства. В среде ленинградских музыкантов настойчиво выдвигался вопрос о включении курса додекафонии в программу консерваторского обучения композиторов. Отдельные музыковеды Украины и Эстонии заняли воинствующую позицию в пропаганде «современных средств выражения», понимая под этим слепое подражание западным «авангардистам». Идейные шатания, слабость, незрелость мировоззрения обнаруживаются в работах и выступлениях отдельных научных сотрудников Института истории искусств Министерства культуры СССР.
Только плохим знанием истории и слабой идейно-философской оснащенностью можно объяснить возникшие попытки реабилитировать некоторые течения буржуазно-модернистического искусства (в частности, австро-немецкий экспрессионизм) или рассматривать как «золотой век» советской художественной культуры 20-е годы — пеструю картину брожения и борьбы нарождающегося революционного искусства с осколками различных буржуазных «измов». <…> Незрелость эстетических позиций ряда композиторов и музыковедов, неразработанность многих актуальных проблем советской и современной зарубежной музыки порождают путаницу в умах молодых музыкантов, толкают их на ложный путь.
Об этом немало говорилось на дискуссии последнего пленума Правления Союза композиторов СССР, посвященного творчеству молодежи. О. Чишко прямо заявил, что кое-кто из студентов первого курса Ленинградской консерватории в погоне за мнимым новаторством отрицает значение мелодии, яркого тематизма, устойчивой тональности и признает лишь организующее значение ритма. Отдельные молодые композиторы увлекаются опытами в области серийной музыки еще в стенах музыкальных училищ.
Это тревожный симптом. И хотя подобные явления единичны, они должны привлечь пристальное внимание всей музыкальной общественности, всех, кто несет ответственность за будущее молодых музыкантов, за будущее нашего искусства.
Необходимо коренным образом реформировать постановку профессионального образования композиторов и музыковедов, широко распахнув перед ними двери в жизнь, поставив их лицом к лицу с трудовым народом, с теми, для кого они будут творить, создавая искусство коммунизма.В полной мере относится сказанное и к творческим организациям композиторов.
<…> Первым шагом к этому должна явиться централизация всей общественно-творческой работы в Союзе композиторов СССР.

<…> Святой долг советских музыкантов — всем сердцем, всем творчеством ответить на эти требования, удовлетворить эти желания. Народ ждет!