Graph. sndsВибро-экспонатор Бориса Янковского
Фрагменты из книги С.Богуславского
"Мультипликационный фильм"
Кинофотоиздат, Москва 1936

<...> В своей работе Б. А. Янковский применяет построенный им "вибро - экспонатор" (плоский ящик с дном из матового стекла), который может быть приставлен к любому мультипликационному станку. Назначение вибро - экспонатора - мультипликационная съемка звука на дорожку кинопленки способом экспонирования вращаемых пластинок с интенсивным узором параллельных полос.
Полосы эти получаются. двояким способом. По первому (натурному) способу берется нужный тембр (кадрик) натуральной интенсивной фонограммы, а по второму (синтетическому) создается (от руки) чертеж одного периода колебания любого тембра, где зачерчивается период синусоидального колебания и несколько меньше рисунки его синусоидальных же обертонов. В итоге получается “син-темброграмма”
Б. А. Янковский заготовляет только звук соль (на рисунке — соль малой октавы). Далее делается фотоудвоение числа периодов первоначального чертежа. На пленке получим графики такого вида (рис.) или последующее удвоение предыдущего. Б.А.Янковский получил на пленке частоту в 19000 кол. в сек.

vibroexp_0.jpg (16947 bytes)Следующий этап—скользящая фотокопировка полученных пластинок темброграмм. Фотопластинка (на рис. 1—2) вставляется в копировальную кассету, снабженную крышкой, вдвойне более длинной, чем кассета с поперечным просветом (3). Крышка получает равномерное движение от любого источника силы, а сноп параллельных лучей (4) просвечивает целлулоидную пленку с изображением фонограммы, вставленную в просвет (3). Таким образом трансверсальная фонограмма или же натурная интенсивная дает широкую интенсивно-полосую пластинку, размывая вертикальные размеры (амплитуда гармоник) равномерно во всю длину кассеты, сохраняя при этом горизонтальные пропорции (частоту гармоник тембра) по длине просвета.
Полученная скользящей копировкой темброграмма вставляется в просвет вибро-экспонатора (фиг.1). Поворачивая вокруг оси фототемброграмму (часть ее видна в просвете и ниже на фиг. II), мы получаем с нее звуки различной высоты, но неизменно однородного тембра (копировка каждого поворота темброграммы делается также скользящей фотокопировкой).

vibroexp_pic_0.jpg (22770 bytes)

На рисунке представлены вверху три фотосинтемброграммы и внизу два чертежа сложных тембров (звуки человеческой речи из 16 обертонов), с которых путем скользящей фотокопировки получаются фотосинтемброграммы

Многократной копировкой, поворачивая фототемброграмму на определенные вычисленные доли, мы можем получить любые части октавы (Б.А..Янковский отстаивает 72-х ступенную темперацию), при этом данный тембр сохраняется на всем диапазоне высот.
Глиссандо и певучее вибрато, многоголосие достигаются теми же способами (поворот виброкассеты с темброграммой на 60° или съемка приближением к объективу, сокращением объективно-экспонаторного расстояния вдвое).
Динамика звучания (оттенки силы) получается при помощи сближения амплитудных створок просвета: чем шире щель, тем громче получается звук. Съемка по кадрикам до размера двенадцатых долей кадрика (путем заслонок) дает изменения в темпе (возможны и постепенные ускорения и замедления). Съемка по долям меньше одного кадрика в сочетании с изменениями частот дает неуловимо-плавное вибрато (по типу скрипичного).
Из сказанного очевидно, что система Б.А.Янковского открывает новые и богатые перспективы в области звука в кино.