Theremin Center

Прото-инструменты

Ада Байрон

Лев Термен

Рисованный звук

Вариофон Е.Шолпо

Синтезатор АНС

Искусство Шума

Арсений Авраамов

Пьер Шеффер

Алгоритмическая музыка

Стохастика

Интерактивность


Совок

 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА И ТЕХНОЛОГИЯ


Избранные статьи, отчеты, рукописи разных авторов,
включая
некоторые неопубликованные документы архива Термен-центра и материалы лекций Андрея Смирнова

Введение
Музыка - «электронная», «конкретная», «компьютерная», «электроакустическая» - что есть что

Предыстория, краткий исторический очерк
Фрэнсис Бэкон: «Новая Атлантида». Дома звука, дома света, дома запаха (1624)
Ада Августа Байрон - Кинг, графиня Лавлейс - Создатель первой в истории компьютерной программы (1842-43)
Прото-инструменты и идеи

История музыкальной технологии первой половины ХХ века
Телхармониум Тадэуша Кахила (1899)
Смычковый полихорд Арсения Авраамова и ультрахроматика (1916)
Лев Термен и его изобретерния (терменвокс, терпситон, ритмикон и т.п.)
Терменвокс (1919-20) - первый электронный музыкальный инструмент
Терпситон (1932) - первая попытка управления звуком с помощью тела танцора
Ритмикон (1932-33) - первая ритм-машина
Волны Мартено; Траутониум; работы Хью Ле Кейна
Андрей Володин и первые аналоговые синтезаторы
Экводин (1935-1950-е) Андрея Володина

Рисованный звук (1924-1948)
Звуковое кино и шоринофон
Рисованный звук, работы и концепции
Борис Янковский: Теория и практика графического звука
Евгений Шолпо: вариофон
Николай Войнов: нивотон
Борис Янковский: виброэкспонатор
Спектральные мутации и синтоны Янковского
Доклад "О работе лаборатории синтетического звука" (1939)

Синтезатор АНС
Евгений Мурзин
Станислав Крейчи: Синтезатор АНС
АНС - электронный инструмент для композиторов (буклет ВДНХ, 1964)
Глеб Анфилов: история создания синтезатора АНС
Владимир Усачесвкий о синтезаторе АНС
Экспериментальная студия электронной музыки в музее Скрябина
Юлия Мурзина об "Эстетике" Евгения Мурзина

Освобождение музыки
Константин Дудаков: Шум или «диссонанс»?
Итальянский футуризм и искусство шума. Луиджи Руссоло, шумовые инструменты "Интонарумори" (1914)
Русский футуризм и свободная музыка (1907-1914)
Николай Кульбин: свободное искусство как основа жизни
Артур Лурье: манифест «Мы и Запад». Музыка интерференции и хромато-акустика
Ультра-хроматизм
Леонид Сабанеев
Арсений Авраамов
Арс.Авраамов: Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки (1916)
Арс.Авраамов: Смычковый полихорд (1916)
Арс. Авраамов - Гудковая симфония (1921-23)
Арс. Авраамов: Синтетическая музыка (1939)
Анатолий Мариенгоф об Арсении Авраамове
Михаил Друскин: Звучащее вещество (1923)
Игорь Терентьев: Фонологический отдел (1923)
Виктор Екимовский об АСМ1 ( Ассоциация Современной Музыки, 1924)
Борис Асафьев (Игорь Глебов) об искусстве звука (1923)
Абстрактное кино и визуальная музыка
Вальтер Руттман и кино для ушей (1929-30)

Революция 1948-го года
Ю.Н.Холопов: Quo Vadis? Супердиссонансы или другая концепция музыки?
Ситуация музыкального мышления первой половины ХХ века
"Искусство звука" - исторические предпосылки
Антон Веберн, сериализм и его следствия
Эдгар Варез и будущее «искусство звука».
Пьер Шеффер и Конкретная музыка (Musique Concrete) (1948)
Elektronische Musik – Кёльнская студия электронной музыки и тотальный сериализм (Германия) (1948-51)
Электроакустическая музыка (Electroacoustic Music) как синтез 3-х начал
Акусматика (Musique acousmatique)
Пьер Шеффер: «Я потратил свою жизнь впустую...»
Юлия Дмитрюкова: Разочарование первооткрывателя (статья о Пьере Шеффере)
Электроакустическая музыка в России
Петр Поспелов: Большая космическая одиссея майора Пистолетова

Алгоритмическая и компьютерная музыка
Компьютерная музыка. Лежарен Хиллер, Яния Ксенакис
Макс Мэтьюс и Music4 -прервая компьютерная музыкальная программа
Теория информации и эстетическое восприятие
Алгоритмическая музыка
Стохастика
Хаос, нелинейная динамика, фракталы
Интерактивность и интерактивная музыка
Биологические обратные связи, "биомузыка"
Глеб Анфилов о Рудольфе Зарипове и истории создания компьютерных алгоритмов синтеза тональной музыки (1959)
Рудольф Зарипов: Об исследовании музыкальных сочинений кибернетическими и психоакустическими методами (1968)
Программы, языки и среды музыкального программирования (C-Sound, Supercollider, MAX/MSP, IRCAM' Open Music System и т.п.)

Элементы музыкальной акустики
Музыкальная акустика. Звук: основные понятия и определения
Музыкальная акустика. Понятия "волна" и "спектр"
Элементы психоакустики

Акусматика и анализ
Функциональный анализ
Параметризация тембра
Типология звуковых объектов Пьера Шеффера
Перцептивно-когнитивный и эстетико-когнитивный подходы
Спектроморфология Дениса Смолли
Экологическая теория Джибсона
Электроакустическая музыка и устная традиция
Событийное восприятие в акусматической музыке
Трансконтекстность, музыкальные метафоры, символы и ландшафты
Нотация
Акусмографическая нотация

СССР: 1936-1948-1986 ..2005... вперед в прошлое! (?!)
Сумбур вместо музыки (1936)
Об опере "Великая дружба" В. Мурадели. Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948г.
Вступительная речь тов. А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) (1948)
За музыку вдохновляющую, зовущую на подвиг! (1948)
Тихон Хренников: За творчество, достойное советского народа! (1948)
Тихон Хренников: На пути к музыкальной культуре коммунизма (1962)
Народ ждет ! (1963)
О музыкальном образовании (1963)
Тихон Хренников: За музыку коммунистического завтра! (1964)
Тихон Хренников: Великая миссия советской музыки (1980)
Тихон Хренников: Музыка и время(1986)
Артур Лурье: Почему они это сделали?
Глеб Анфилов: Долой, долой, долой!
Осторожно!! Религия? (2004-2005)
Экспертное мракобесие (2004-2005)
Об опере "Дети Розенталя" Л.Десятникова (2005)