ТЕРМЕН-ЦЕНТР
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ДОМ

Большой Овчинниковский пер. 24, стр.4
e-mail: dom-msk@postman.ru
http://www.dom.com.ru
тел.: 953-7236
Фестиваль альтермедиум.04

АКУСМАТИКА
Название «Акусматика» ( acousmatique ), образовано из термина « acousmata », использовавшегося, по отношению к ученикам Пифагора, имевшим обыкновение слушать речи Учителя через занавес, скрывавший его визуальное присутствие. Чаще всего термин «акусматика» используется по отношению к жанру Tape Music (музыка для пленки), в своей первоначальной форме предполагавшему отсутствие собственно акустических источников звука и опиравшемуся на принцип редуцированного слушания.
Термин предложен более тридцати лет назад одним из пионеров электроакустической музыки, вторым директором легендарного центра GRM в Париже Франсуа Бэйлем, как альтернатива названию « электроакустическая музыка», в особенности по отношению к такому направлению, как « конкретная музыка», выступавшему первоначально как альтернатива сериализму, взятому за основу направлением Elektronische Musik . Основателем, пропагандистом и теоретиком конкретной музыки был француз Пьер Шеффер, написавший и исполнивший по радио в 1948 году три материальных этюда : «Этюд с турникетом» ( Etude aux Tourniquets ) для ксилофона, колоколов, колокольчиков и двух детских игрушечных машин, «Этюд с кастрюлями» ( Etude aux Casseroles ), «Этюд с железными дорогами» ( Etude aux Chemins de Per ), где использовались звуки идущего локомотива, перестука колес, воя сирен, толчков вагонов и т.п., записанные на парижских вокзалах, обрабатывавшиеся в ритмическом контрапункте с обильным использованием accelerando и crescendo , solo локомотивов и tutti вагонов. А.С.

Иосиф Шиллингер - композитор, музыковед, поэт, математик, художник, скульптор, фотограф, создатель первого в России джаз-оркестра, в начале 20-х - один из лидеров легендарной АСМ, учитель Джорджа Гершвина, Глена Миллера, Бенни Гудмена, Томми Дорсея, Джерри Маллигана и многих других знаменитых джазовых музыкантов и т.д. и т.п. Этим невероятным сочетанием профессий и качеств обладал человек, родившийся 1 сентября 1895 года в Харькове и умерший 23 марта 1943 года в Нью-Йорке. Друг Д.Шостаковича, И.Шиллингер считался одним из самых ярких композиторов раннего советского периода. Позже, эмигрировав в США, Шиллингер почти полностью перестал сочинять, предавшись занятиям музыкальной теорией и педагогикой.
Шиллингер полагал, что каждый параметр композиции может быть определен математически, и музыка может создаваться на основе законов науки. Он писал, что “ все музыкальные процессы – это только особые случаи общей схемы создания моделей ”. Концепция моделей (или фигур) стала основополагающей в его теории. Эти модели в приложении к длительностям, высотам и другим параметрам и создавали ритмические мотивы, мелодику и т.п.
Теория Шиллингера была опубликована посмертно, составив два огромных тома (всего 1640 страниц) “Системы музыкальной композиции Шиллингера”. Другой гигантский труд Шиллингера назывался «Математические основы искусств».
Шиллингер применял разработанные им принципы не только к музыке и даже не только к другим видам искусства, но и ко всей окружающей его жизни. Он любил переводить в звуки таблицы и диаграммы из газетных сводок о финансовых отношениях, мелодии линии Нью-Йоркских небоскребов, просчитывая интервальные отношения по горизонтальным рядам цифр и мелодические акценты и успокоения по вертикальным восхождениям и падениям.
( По материалам статей Елены Дубинец).

Гарри ЛИДЕН (США) (1935) - один из ведущих специалистов мира по Системе музыкальной композиции Иосифа Шиллингера. Лиден изучал математику и физику в Университете Лас Вегаса ( Physics Department at UNLV , Las Vegas , NV ) у доктора Гарри Фечтера - известного физика и пианиста, оказавшего решающее влияние на формирование его интересов и взглядов.
В течение последующих сорока лет Гарри Лиден занимался изучением Системы Шиллингера, развив ее в самостоятельную науку. В 1993 году Лиден опубликовал результаты своих работ и передал их в ряд крупнейших библиотек США ( Friedheim Library , Baltimore , MD , Johns Hopkins Peabody Conservatory ).
Приезд Гарри Лидена в Россию - следствие обещания, данного вдове Иосифа Шиллингера.
Гарри Лиден дал обещание вернуть на родину труды нашего великого, но незаслуженно забытого соотечественника.

Джерри ДУМАЛЬСКИ (Канада) более тридцати лет выступает как профессиональный гитарист.
Первоначально он специализировался на классической гитаре, играл блюз и рок.
В конце 70-х годов он знакомится с Системой музыкальной композиции Шиллингера, встречается с вдовой композитора, которая, в свою очередь, знакомит его с Гарри Лиденом - главным экспертом по теории Шиллингера. В дальнейшем, Джерри Думальски специализируется на сочинении музыки, основанной на теориях Шиллингера, в первую очередь - теории ритма. Часть работ Думальски представлена в архивах Шиллингера в библиотеке The Arthur Friedheim Library , Peabody Conservatory in Baltimore Maryland
Композиция «Рапсодия Света» ( Rhapsody of Light ) Джерри Думальски основана на теории модальной транспозиции через геометрические преобразования - расширение и сжатие.

Проект NATURA SONORUM

...Образно говоря, мой интерес - писать звуки чернилами, добытыми из материала самих звуков, комбинируя и/или сопоставляя которые я исследую звуковую природу.
 
Бернар Пармеджани. ( GRM , 1975)

Проект, фактически, является коллективной композицией.
В 2003-2004 гг., в Термен-центре в Москве и в Институте Про Арте в Санкт-Петербурге, в рамках учебного курса Андрея Смирнова «Акусматика и интерактивность», группе композиторов, как начинающих, так и весьма опытных, было предложено написать этюды на материале четырех коротких звуков: двух звуках воды и двух индустриальных звуках. При этом, по условиям игры, было предложено отказаться от всех без исключения инструментов, эффектов, программ и плагинов и т.п. за исключением строго оговоренного набора простейших монтажных операций, аналогичных тем, которые использовались композиторами на заре акусматики.
Не вдаваясь в подробности проекта, достаточно сказать, что предельное самоограничение нисколько не ограничивало возможностей манипуляции и трансформации звуков, т.к. все без исключения современные цифровые эффекты и техники являются производными от того самого элементарного набора базовых функций, разрешенных к использованию в этюдах.
Одна из целей этюдов - изменение психологии композитора. Вместо опоры на привычные шаблоны, готовые библиотеки звуков, программ, модных наборов эффектов и прочей звуковой косметики, композитор вынужден разгадывать своего рода музыкальный ребус, разгадка которого возможна только через исследование и углубление в природу самого звука. Каждый из предложенных звуков представляет собой маленькую вселенную, своего рода детерминированный хаос. Процесс композиции в данном случае - это процесс поиска определенных типов организации, гарантированно скрытых в самом материале. Перефразируя Бернара Пармеджани, задачей композитора становится написание звуков чернилами, добываемыми из самих же звуков. А.С.

Лидия КАВИНА закончила консерваторию как композитор в 1992 году. С детского возраста обучалась игре на терменвоксе у изобретателя инструмента Льва Термена. В настоящее время ведет класс классического терменвокса в Термен-Центре Московской консерватории. В качестве профессионального исполнителя на терменвоксе Л.Кавиной было дано около 700 выступлений. Среди ее работ: выступления с Бостонским Оркестром современной музыки, Лондонским филармоническим оркестром, оркестром Би-Би-Си, игра в мюзиклах Тома Уэйтса, опера Ольги Нойвирт „Bahlamms Fest“, балет „Золото Нартов“ Владимира Николаева (Большой театр, Москва, 2003), запись музыки к фильмам "Ed Wood" и "eXistenZ", два сольных диска, а также учебный видеофильм “Mastering the Theremin”.

Станислав КРЕЙЧИ (1936) Композитор, звукорежиссер.
Один из пионеров Российской электронной музыки и создателей Московской студии электронной музыки в музее А.Н.Скрябина в начале 1960-х гг., являющийся в течение уже более сорока лет главным хранителем легендарного синтезатора АНС Евгения Мурзина. Автор электронной и электроакустической музыки, музыки к целому ряду известных кинофильмов и спектаклей, музыкант-импровизатор. В настоящее время работает в Московском Государственном Университете.

Проект    ScAS ( ScotchAcoustic Session ) / Творческое объединение h / OS
Однажды, прогуливаясь по подземным переходам, мы шли, обсуждали, кто и как работает со звуком, как вдруг рассуждения были прерваны резким звуком скотча (упаковывалась очередная покупка), беседа переключилась на обсуждение данного ЗВУКА, это и явилось началом проекта, и в дальнейшем изучение-обсуждение взаимодействия звучания скотча с окружающим миром. Побуждение создать некую аудио-видео форму с использованием исключительно звуков скотча, и имеющим к нему отношение видеорядом, было вызвано у участников т.о. h / OS желанием представить достаточно   обыденную   вещь в ее ином аспекте. Звук скотча, оказывается, прекрасно чувствует себя и в виде натянутой струны (на гитару) и в виде звуковой ячейки (в сэмплере).  


Силва СМЕКАЛОВА - Where do we begin (audio-visual installation)
ZONE.co.at video-audio postproduction. Supported by KulturKontakt Austria
Концепции проекта основана на предположении, что наше осознание физического мира основано на действии законов притяжения и гравитации. Адаптация к различным физическим состояниям происходит уже на пренатальном уровне. Информация из окружающего мира, проникающая в матку и достигающая эмбриона совершенно лишена логического начала, мистична и «сверх-натуральна».
Цель проекта - исследование взаимоотношений искуственно созданных визуальных образов и звука в трех различных состояниях:
1. Состоянии материального существования в воздушной среде.
2. Состоянии материального существования в жидкой среде. Ускорения в жидкой среде.
3. Геометрические суждения. Материальное существование в плоской, двумерной среде.
http :/ wheredowebegin . zapto . org 

Силва СМЕКАЛОВА (Чехия ). Родилась в г. Острава в 1974 г. В 1988-1994 обучалась композиции и фортепиано в Консерватории им. Яначека в Остраве. В 1994-2000 - в Академии Музыки и Искусств в Праге. В 2001 году получила стипендию на обучение в Венском университете. В настоящее время обучается композиции электроакустической музыки (класс Дитера Кауфмана). Сотрудничает с Австрийской организацией KulturKontakt Austria . Параллельно работает в Праге как музыкальный продюсер, возглавляет ассоциацию “ early reflections ”, выступает с программами современной музыки для фортепиано.  

Альбина СТЕФАНУ (1969-2003) - Бирюльки (1994)
Название этой пьесы имеет, по крайней мере, два значения. С одной стороны, это своего рода музыкальная шутка, "пустячок". С другой стороны, семь из звуков, использованных в пьесе "БИРЮЛЬКИ", - это сэмплированные звуки моих любимых украшений: браслетов, серег, янтарных ожерелий, серебра и мельхиора. Для меня "БИРЮЛЬКИ" - исследование энергии ритма. Каждый из сэмплированных звуков имеет свой, естественно присущий ему ритмический рисунок, в зависимости от того, как предметы раскачивались, терлись, постукивали один о другой и т.п. Игра с заданными ритмами и отдельными голосами, обладающими особым тембром, интонацией, ритмом и пространством, объясняет третье толкование названия - это игра, быть может ребячливая, а может похожая на шахматы или на игры, описанные в романе Германа Гессе "Игра в бисер".

Альбина СТЕФАНУ (1969-2003) окончила Московскую Государственную Консерваторию (с отличием) и продолжила образование в аспирантуре. Она работала в Термен Центре с лета 1993 года. Там она написала несколько электроакустических пьес для пленки, голоса и различных инструментов, а также интерактивные сочинения с применением программы MAX. В 1995 году ее приняли в аспирантуру Дартмутского колледжа (США). С 1996 года Альбина жила в Нью Йорке, сотрудничая с целым рядом известных художников и музыкантов, таких, как Чарли Морроу, Ив Бегларян, Тим Полашек и др.

Станислав КРЕЙЧИ, Дмитрий КАЛИНИН - ИКЕБАНА
Текстово-звуковая композиция ( text - sound ) на стихи японских поэтов Басё и Бусона
для Кото, флейты сякухати, ударных и компьютера

С ветки на ветку
Тихо сбегают капли –
Дождик весенний.

Весенний дождь,
В маленькой бухте малютки-ракушки
Промокли насквозь.

Весенний дождь,
Куда-то бредут, болтая беспечно
Зонтик с плащом.

Не успела отнять руки,
Как уже ветерок весенний
Поселился в зеленом ростке.

К вишням цветущим прийти,
Средь цветов задремать –
Праздности миг.

 

ТЕРМЕНцентр: Московская консерватория, Б. Никитская 13, тел. 229-7678
e-mail: box@theremin.ru
http://theremin.ru

Центр ДОМ: Москва, Большой Очинниковский пер. 24, строение 4, Тел.: 953-7236
e-mail: dom-msk@postman.ru http://www.dom.com.ru