Игорь ТЕРЕНТЬЕВ
Программа исследовательских работ
ПО "ФОНОЛОГИЧЕСКОМУ ОТДЕЛУ"
(Фонетика)
СПб, 1923

В идеологическом, техническом и административном контакте с другими Отделениями Исследовательского Института Высших Художественных Знаний при Музее Художественной Культуры - Фонологический отдел будет производить научную (исследовательско - изобретательную) работу в области звука, анализируя материальный состав его с целью наилучшего технически - индустриально - художественного применения. Звук подлежит исследованию в чистом виде, т.е. как явление физическое, а также в речевых и музыкальных своих проявлениях. Методом Фонологического отдела является научно - экспериментальный и статистический метод - метод аналогии в расширенном и усовершенствованном виде, т.е. "метод изобретения". Объект работы Фонологического отдела слагается из трех частей:  
1) исторический материал,
2) живой язык современности и
3) возможности применения звука в процессе созидания интернационального языка. Технологическое свойство звука - эластичность его формообразований идентична мыслительной динамике - это ложится в качестве исходного положения для работ Фонологического отдела. С точки зрения именно этого положения будет рассматриваться объект Фонологического отдела во всей полноте составляющих его частей:

1. Исторический материал образуется:
а) развитие материальных изобретений в областях звукоязыковой и музыкальной;
б) история идеологических отношений к звуку в связи с изобретениями и исследованиями фонологического характера (религиозные, натуральные, индивидуалистические, органические и коммунистические теории языка);
в) история английского языка в качестве показательного образца взаимодействующего развития нескольких языков.

2. Живой язык современности:
а) взаимодействие языков: научного, философского, архаически-религиозного, канцелярского, торгового, детского, газетного, поэтического, - как материал для определения фонологической магистрали современности;
б) определение таковых же магистралей в жизни языка соседних национальностей;
в) анализ и конструкция звукоязыковых моделей, - так назыв. "поэтических произведений";
г) связь современной музыки с современным языком: общие технические признаки;
д) учет интонационных признаков (по методу германск. интонацион. школы);
е) устройство показательных вечеров для публики с целью форсировать языковое развитие социальной среды.

3. Возможность применения звука в процессе образования интернационального языка:
а) значение так называемого "заумного языка" в качестве отрицательного реактива, прекращающего автоматический процесс "понимания" и насильственно побуждающего к сознательному отношению ко всякому внеобычно языковому элементу звучаний. Связь "заумного языка" с "беспредметным" направлением в живописи: кубизм, футуризм и супрематизм;
б) новая музыка в связи с беспредметным искусством;
в) универсальная утилитарность беспредметного искусства;
г) беспредметность как отрыв от старого быта и создание новой предметности в условиях иных принципов коммунистического бытия;
д) идеология интернационала в связи с технологией интернационального языка;
е) достижение общей техники в связи с техническими возможностями в языке (граммофон, телефон, фонолла, телеграф, радио, стенография и пр.);
ж) синтез искусств на почве общетехнического синтеза нашей культуры. В отношении административном Фонологический отдел конструируется по типу всех остальных отделов Исследовательского Института Высших Художественных Знаний.

Терентьев
26.10.23  ЦГА СПб., ф. 2555, оп.1, ед. хр.647, л.18


М.Друскин - "Звучащее Вещество"